Давно ничего не писал, а значит мало никому не покажется :)
Очень меня заинтересовали софт-фокус объективы! Тема загадочная, редкая, непонятная и потому манящая :) Так как я являюсь обладателем системы Pentax 67, и снимать софтом собирался и собираюсь на плёнку, то под Pentax 67 и купил софтовый объектив. Софты для среднего формата (да и для лбого другого) зверь редкий. Далеко не каждая система включает в себя нечто похожее. Широко распостранена практика создания и использования моноклей, вот этого добра - да, навалом. Но они работают не так и дают другую картинку. Очень часто пентаксисты покупают это стекло и начинают снимать в ЧБ, что на мой взгляд, неправильно. Если мы приглушаем форму, то начинает доминировать цвет! Хотя тестовую плёнку я тоже отснял чёрно-белую. Пытался понять как правильно фокусироваться этим объективом. Это целая песня. Материал по методике фокусировке есть, но достаточно разрознен. Особенно на русском языке. Итак, есть две методики:
1. Закрываем диафрагму до 11 и фокусируемся на ней, потом открываем до рабочей (той на которой будем снимать) и делаем-таки кадр!
2. Фокусируемся на рабочей диафрагме и потом "доворачиваем" кольцо фокусировки на одну или две риски (метки), нанесённые на объектив.
Где-то, говорят, есть и третий способ. Я попробовал и так и так. Не получилось ни так ни так, по-моему :)
Поэтому я решил погонять стекло на цифре. Дабы не тратить плёнку. Процесс непростой, за ногу его! Итак, пришлось купить переходник с Pentax 67 на Sony A. Да, китайский. Других и нет, кажется. Всё-равно я хотел погонять некоторые стекляшки пентакса на цифре. Так что не пропадёт. Из минусов - люфтит зараза на стыке с Сонькой. Даже, наверное, будет какой-то засвет, но я его попытался минимизировать самой мохнатой дочкиной чёрной резинкой для волос. Надо посмотреть, может быть получится его допилить на предмет люфта.
Настоятельно рекомендуется использовать бленду, чтобы не терять контраст. Родные бленды это редкость! И дорогая редкость. На помощь опять пришли братья китайцы. Есть недорогие резьбовые металлические бленды приличных размеров. Нам нужен вариант на 77мм. Заказал на алиэкспрессе. Пришла негнутая даже. Навинчивается хорошо.
Собираем эту монструозную конструкцию. Офигеваем в очередной раз от разницы в размерах байонетов 67 и Sony A. Офигеваем ещё раз от того сколько времени нужно чтобы заменить родное сонькино стекло на конструкцию из бленды, переходника и объектива Pentax 67. Транспортировать это добро в собранном виде - не вариант, ибо очень объёмно.
Собрали! Начинаем кадрировать/фокусироваться... Офигеваем третий раз от того, что кроп-фактор Pentax67/SonyA равен 0,5! То есть 120мм объектив по эффективному фокусному расстоянию становится 240мм! Ёшкин же ваш кот :) Отбегать далеко нужно. В голову лезут мысли про штатив, который я никогда с собой не беру.
Снимать с софтом интересно далеко не все сюжеты. Жонглировать железками нужно только когда нашёл подходящий сюжет. А поди ж ты его поищи :)
И вот он результат! Да, это совсем не то, что было бы на плёнке. Размер кадра Пентакса 67 почти в 4 раза больше сонькиного Full Frame (даже смешно немного). Поэтому и софт-эффект не так смотрится, и возможно, фокусировка работает не так. Зато бесплатно! :) Почти.
На байонет Sony A есть родное автофокусное(!!!) стекло с soft-эффектом от Minolta, а именно Minolta AF SOFT FOCUS 100mm F2.8. Там можно регулировать степень софта от 1 до 3. Снимать им на цифре было бы сильно проще, но это настолько же редкий зверь, как и всё остальное, описанное в этой статье. Купить можно из японии, если уж сильно неймётся. Если кто-то до сюда дочитал - респект и уважуха! Как думаете стоит оно того? Как вам такая картинка?
PS: Не надо говорить мне, что такое можно нарулить в фотошопе. Нельзя! Именно такое нельзя. Это не размытие по Гауссу и прочие блюры.